Мальчишки, догоняйте!

Наши Друзья
Михаил Смирнов-Салаватский

Ветерок изредка доносил терпкий запах сырой древесины. Там, на противоположной стороне, весной, когда шёл сплав по реке, к берегам прибило много брёвен. А потом вода спала, часть брёвен осталась лежать на галечной  косе, а некоторые так и торчали из воды, словно огромные рыбины уткнулись в пологий бережок и решили немного отдохнуть.
Покусывая травинку, Сергей, худощавый паренёк, лет четырнадцати, с выгоревшими на солнце волосами, прищурился, взглянул на обрыв и толкнул друга, Витьку, в бок.
– Нет, не прыгнешь, – качнув головой, сказал он. – Высоко и сильное течение да ещё мелковато в том месте, чтобы ласточкой прыгать. «Солдатиком» можно, а вниз головой опасно – разобьёшься. Топляков много под водой. Вон, глянь, другая сторона вся брёвнами забита, – и, показывая, ткнул пальцем.
– Мы же ныряли, – Витька, прицелившись, бросил камушек в конфетный фантик, валявшийся на песке. – Забыл?
– Ха, вспомнил, – засмеялся Сергей и потянулся за травинкой. – Это в начале лета было, а сейчас уже июль наступил. Речка обмелела. Сам же видишь, сколько брёвен осталось на берегу. Поздно сплав начался. Плоты не успели спуститься вниз по течению, а теперь здесь останутся, – он кивнул головой. – Вон, к перилам моста прибили плакат, что тут запрещено прыгать. Нет, Витька, я бы не стал нырять. Мамка и так боится на речку отпускать. Узнала, что чуть под плоты не затянуло, и с тех пор, как собираюсь на речку, она предупреждает, чтобы на глубину не заплывал. Сильное течение может затащить в воронку. И всегда говорит: если утону, чтобы домой не приходил.
– Не понял, – взлохматив волосы, сказал Вовка. – Как ты можешь прийти, если утонешь, а?
– Ногами, – звонко расхохотался Сергей. – Или в русалку превращусь, а наш Славка пойдёт на рыбалку, меня поймает и домой притащит. Так и стану жить в ванне, – и уткнувшись  в ладони, опять засмеялся.
– Ух, – досадливо вздохнул Витька и осмотрелся. – Столько народищу на речке – ужас! И наше место занято. Слышь, Серёжка, надо тоже, как спасатели, табличку прибить и написать, что здесь запрещено отдыхать всем, кроме нас.
– Ишь, размечтался, – шмыгнув, пробубнил загорелый дочерна Вовка, и с ехидцей добавил. – Это тебе не на море валяться, на лежаках да под зонтиками прятаться от жары. Хе-х! – и простужено засмеялся.
– Вы же, пацаны, не знаете, как на море красиво, – разгорячился Витька и завертел головой, посматривая на друзей. – Там такие здоровущие пальмы растут – страсть! Лавровый лист на улицах растёт, а наши мамки покупают его в магазине. Умора! Здесь ещё вишня не поспела, а я уже от пуза её наелся. А мой дядька такие вкусняцкие шашлыки готовит, аж язык проглотишь…
– Не болтай, – отмахнулся Серёжка. – Красивее наших мест нигде не найдёшь. Вон, посмотри на горы, на лес, а луга какие – конца и края нет. Что твои шашлыки? Ерунда! Наша мамка настряпает пельмени – это уже точно, язык проглотишь. Вон, у Вовки, нюх, как у собаки. Только начнём пельмени делать, он уже в дверь стучится. Да, Губа? – и, хмыкнув, взглянул на друга.
Вовка искоса посмотрел, взъерошил отросшие за лето волосы и, махнув рукой, засмеялся.
– Это не нюх, а наблюдательность, – шмыгнув, сказал он. – Вы же тесто и фарш в кулинарии покупаете. А я сяду возле окна и поджидаю, когда вернётесь. Услышу, что дверь хлопнула. Чуточку посижу и к вам бегу. Ты же знаешь, я самый хитрый в нашем городе, – и опять рассмеялся.
– У-у-у, хитрюга! – размахнувшись, Сергей звонко влепил затрещину. – Скажу нашим, чтобы другой дорогой ходили, – задумался, посмотрел на друга и хмыкнул, – точно, хороший наблюдательный пункт нашёл. Эх, пацаны, что-то кушать захотелось. Вовка, сбегай к кустарнику, поищи дикий лук. Хоть его пожуём.
– Правда, аж в животе заурчало, – вскочил друг, поднял велосипед и, как был в плавках, так и помчался к далёкому кустарнику. – Сейчас, пацаны, вернусь!
Вскоре вернувшись, Вовка положил на песок большой пучок дикого лука. Ребята с хрустом начали его жевать. Потом Сергей оглянулся по сторонам и сказал:
– Соли не хватает. Витька, на нашем месте взрослые сидят. Кажется, обедают. Сходи, попроси немного соли.
– Сейчас, – продолжая жевать, пробубнил Витька, схватил несколько стрелок лука и помчался к огромному дереву, рядом с которым расположилась большая компания взрослых и ребятишек. – Ребята, всё не съешьте! Мне оставьте…
– Ага, самим мало, – буркнул Вовка, сразу уцепил небольшой пучок и стал быстро жевать. – Мне и без соли вкусно. Вы не в ресторане сидите…
– Вовка, ты был в ресторане? – засмеявшись, сказал Сергей и ткнул пальцем. – Во, гляди, как Витька несётся! Наверное, боится, что оставим его без обеда.
– На, держи, – запыхавшись, сказал Витька, шлёпнулся рядом с ребятами и протянул соль, завернутую в обрывок бумажки. – Пацаны, не поверите! Я, как глянул, что у них на одеялке разложено, чуть луком не подавился. Наверное, принесли всё, что дома было. Правда-правда! Сами сидят, за обе щёки наворачивают, хохочут, а малышня в речке бултыхается. Пока с ними разговаривал, никто не повернулся и не посмотрел, чем занимаются ребятишки.
Нахмурившись, Сергей поднялся. Посмотрел в сторону дерева, откуда доносился громкий смех, затем взглянул на узкую прибрежную полосу. Там, в воде барахталась малышня. Бегали по мелководью, брызгая друг на друга, а некоторые бултыхали ногами, словно они плывут.
– Опасно, – буркнул Сергей и махнул рукой. – Там же сильное течение и почти сразу начинается глубина. Вон, видите, сколько народищу в речке сидит. В такой толпе не заметит никто, если что-то случится.
– Ай, ерунда, – отмахнулся Вовка. – Не обращай внимания! Лучше лук грызи, а то Витька почти всё доел. Фу, пить захотел, – он поднялся, прищурившись, взглянул в сторону столовой, что была на берегу, а рядом находились колонки, возле которых стояли длинные очереди. – Ух, понабежали! Пацаны, когда домой поедем, а? Лука наелся, не только пить, но и кушать захотел.
– Ещё разочек окунёмся и поедем, – вскочил Витька и помчался к речке. – Догоняйте!
– Недолго, – крикнул вслед Сергей. – Скоро родители с работы придут. Ругать будут…
Следом за ним, толкнув друга, побежал Вовка. Но Сергей, поднявшись, неторопливо оделся, снял насос, подкачал колёса, крутнул, прислушиваясь и, качнул головой. Потом нахмурился, взглянув на речку, где кричали и визжали малыши, поднимая брызги. Тихо засмеялся, вспоминая, как сам барахтался на мелководье, а старшие братья прыгали с высокого обрыва, а он завидовал им и сердился, что его не пускают нырнуть.
Немного постояв, Сергей резко засвистел, громко крикнул и махнул рукой, чтобы друзья собирались домой. Подняв велосипед, он уселся на него и смотрел, как ребята выбежали из воды и неторопливо направились к нему. И тут до него донёсся пронзительный визг. Взглянув на воду, он увидел голову мальчугана, которая то появлялась, то скрывалась под водой. Малыша медленно затягивало течением на глубину, а вокруг него купались взрослые, не замечая, что мальчишка стал тонуть.
– Пацаны, быстро одевайтесь! – закричал Сергей, и побежал к реке, сбрасывая на ходу старенькие кеды и футболку. – Сейчас вернусь…
Он мчался, стараясь не потерять из вида мальчишку. Перепрыгивая через отдыхающих, слышал, как сзади раздавались недовольные голоса, но Сергей торопился к реке. Едва оказавшись на берегу, он с разбега влетел в воду, ещё раз взглянул на голову мальчугана, которая всё реже и реже появлялась над поверхностью, а потом, проскочив несколько метров, нырнул, но тут же появился и, поднимая брызги, быстро поплыл к малышу. Несколько раз нырнул, стараясь рассмотреть в мутной воде малыша и, подхватив его, появился на поверхности.
– Держись, пацан, – торопливо сказал он, и приподнял мальчишку над водой, чтобы тот смог дышать. – Не бойся, не утонешь!
Но мальчуган крепко схватил его за шею, и они вместе скрылись под водой. Вцепившись в малыша одной рукой, Сергей сделал несколько гребков другой рукой, выплыл и закашлялся, удерживая мальчишку.
– Отпусти шею, – прохрипел Сергей и неожиданно сказал. – Сейчас в угол поставлю! Понял? – и, развернувшись, удобнее перехватил мальчишку, чтобы он не мешал грести и, слушая, как тот громко заплакал, стал медленно приближаться к берегу ниже по течению.
– Серёжка, Серёжка, что случилось? – подбежали друзья, и стали помогать мальчишке выбраться на берег. – Что произошло?
Мальчуган, оказавшись на берегу, закашлялся, громко заплакал, испуганно посмотрел на Сергея и, покачиваясь, побежал к дереву, где сидели взрослые.
– Ничего, – нахмурившись, буркнул Сергей, потрогал оцарапанную шею, взглянул на мокрые штаны, с которых  стекала вода, и пошёл к велосипеду. – Пора ехать.
Он подобрал разбросанные вещи. Медленно натянул футболку на мокрое тело, присел, надел кеды и, подняв велосипед, уселся, дожидаясь друзей.
– Ух, Серёжка, как ты бежал! – сидя на песке, затараторил Вовка. – Я уж думал, на кого-нибудь наступишь. А потом, как прыгнул в воду! Никогда не видел, чтобы ты с такой скоростью плавал. Слышь, тебя, наверное, медалью наградят, да?
– Не медаль, а орден вручат, – звонко рассмеялся Сергей. – Буду  в школу носить. Может, меньше двоек стану получать. Красота! Мальчишки, хватит болтать. Торопитесь. Домой опаздываем.
– А почему Серёжке медаль? – недовольно сказал Витька. – Мы тоже помогали.
– Ага, помощничек, – пробубнил Вовка. – Даже ноги не замочил. На берегу стоял. Хе-х, нашёлся спасатель! Ой, пацаны, сейчас мы получим по первое число, как говорит моя мамка, – прошептал он и стал быстро зашнуровывать кеды.
– Эй, мальчики, – донёсся голос, и ребята увидели, как к ним приближалась женщина, держа за руку малыша. – Кто сынка вытащил из воды?
– Мы, – поднялся Витька и махнул рукой. – Там…
– Никто, – перебив, буркнул Сергей, отвернулся и стал поторапливать друзей. – Хватит копошиться. Поехали…
– А что ты не хочешь, – сразу заворчал Витька. – Мы же…
– Отстань! – опять перебил Сергей. – Сейчас один уеду. Понял?
– Мам, мам, я с ним плыл, – раздался тоненький всхлипывающий голосок, и мальчуган показал на Сергея. – Он…
– Слышь, паренёк, где ты живёшь? – спросила женщина, крепко держа за руку малыша. – Скажи адрес. Мы зайдём к родителям.
– Нигде, – буркнул Сергей. – Мы приезжие…
– Тёть, он обманывает, – поднимая велосипед, пробубнил Вовка. – Мы городские, – и ойкнул, получив затрещину от друга.
– Слышь, – обнимая сына, опять повторила женщина. – Где учишься, как зовут тебя? Подожди…
– Тёть, я на каникулах и домой опаздываю, – засмеявшись, он взглянул на неё исподлобья. – Имя? Меня зовут… – Сергей хитровато улыбнулся и сказал. – Тёть, я забыл!
– Где живёшь, паренёк? – не отставала женщина. – Сейчас к спасателям зайду. Думаю, они…
– Нет, не скажу, – перебив, сразу нахмурился Сергей и оглянулся на ребят. – Если мамка узнает, что на речку ездил с пацанами, ругать будет. Она боится, что я утону. Правда-правда! – и, не дожидаясь друзей, быстро помчался по узенькой тропинке. – Мальчишки, догоняйте!